Специальный и единственный в стране скоростной испытательный полигон для комплексных динамических и по воздействию на путь и стрелочные переводы испытаний, позволяющий проводить исследования со скоростями движения до 200 км/ч и испытывать любой подвижной состав в прямых участках пути, в кривых радиусами 350, 500, 650, 800, 1000 и 2500 м.
Создан в 1968 году.
Участок от Белореченской (от входного сигнала на ст. Белореченская со стороны ст. Ханская) до Майкопа (до входного сигнала на ст. Майкоп со стороны ст. Ханская) - общим протяжением 24 км. Участок электрифицирован на постоянном и переменном токе, оборудован релейной полуавтоматической блокировкой с установкой предупредительных, входных и выходных светофоров.
План, профиль, устройства электроснабжения, контактная сеть, устройства СЦБ позволяют проводить следующие испытания подвижного состава:
- по воздействию на элементы верхнего строения пути, включая стрелочные переводы;
- динамические, ходовые;
- по установлению норм устройства и содержания пути, стрелочных переводов и ходовых частей подвижного состава;
- динамические, прочностные;
- тормозные;
- по определению сопротивления движения;
- аэродинамические;
- по взаимодействию контактных подвесок разных систем и токоприемников;
- по исследованию коэффициента сцепления колес с рельсами.
Основой исследований ВНИИЖТа в области взаимодействия пути и подвижного состава, цель которых - установление допускаемых скоростей движения подвижного состава, увеличение массы поездов в результате повышения погонных и осевых нагрузок грузовых вагонов, развитие габаритов, нормы устройства и содержания пути и ходовых частей подвижного состава, проблемы скоростного движения, является вероятностный экспериментально-теоретический метод.
Реализация этого метода возможна только при получении достоверных, в полном объеме экспериментальных материалов, характеризующих динамические качества и воздействие на путь подвижного состава. Когда в 60-х годах прошлого века оценка динамических качеств подвижного состава, его воздействия на путь, а также установление скоростей движения и их реализация стали особенно актуальными проблемами, было решено построить специальный испытательный полигон. На основе результатов детального обследования различных участков сети железных дорог СССР для такого полигона был выбран малодеятельный участок Белореченская - Майкоп на Северо-Кавказской железной дороге. Выбор именно этого участка для создания испытательного полигона был обусловлен рядом причин:
- Белореченская - это станция стыкования двух систем тягового электроснабжения, что позволяло подавать на будущий испытательный полигон и постоянный, и переменный ток;
- климатические условия на Северном Кавказе благоприятны для проведения испытаний в зимний период: балластный слой не замерзает;
- малая грузонапряженность участка без ущерба для эксплуатационной работы позволяла предоставлять "окна" в графике движения продолжительностью 8-10 ч в светлое время суток.
Введенный в эксплуатацию после реконструкции участка Белореченская - Майкоп Скоростной испытательный полигон успешно работает, допускает проведение испытаний со скоростями до 200 км/ч и позволяет испытывать любой подвижной состав в прямых участках, в кривых различных радиусов и на стрелочных переводах.
Участок от Белореченской (от входного сигнала на ст. Белореченская со стороны ст. Ханская) до Майкопа (до входного сигнала на ст. Майкоп со стороны ст. Ханская) - общим протяжением 24 км. Участок электрифицирован на постоянном и переменном токе, оборудован релейной полуавтоматической блокировкой с установкой предупредительных, входных и выходных светофоров.
На ст. Ханская имеется треугольник, предназначенный для разворота опытных составов, а на ст. Белореченская - пути для отстоя и оборудованное здание контрольно-технического осмотра подвижного состава (здание КТО), в котором производятся работы по осмотру и подготовке опытного подвижного состава к испытаниям.
По профилю и плану пути полигон характеризуется следующими данными:
- От ст. Белореченская в сторону ст. Майкоп - равномерный подъем. Превышение отметок головки рельса ст. Ханская по отношению к ст. Белореченская составляет +32,00 м (средний подъем в сторону Ханской +3,1 %о на протяжении 10 012 м) и ст. Майкоп по отношению к ст. Ханская +34,00 м (средний подъем в сторону Майкопа +3,7 %о на протяжении 14 774 м). От пикета 10 до пикета 17,5 находится кривая радиусом 637 м, далее до пикета 93,5 - прямая, от пикета 93,5 до пикета 99 - кривая радиусом 2050 м (возвышение наружного рельса 150 мм) и от пикета 112 до пикета 122 - кривая радиусом 1000 м (возвышение наружного рельса 150 мм). Между пикетами 122 и 200 расположены чередующиеся прямые и кривые участки пути радиусами 800 и 650 м (возвышение 150 мм), 500 и 350 м (возвышение соответственно 135 и 115 мм). Взаимное расположение кривых соответствует методике проведения исследований взаимодействия опытного подвижного состава и пути.
- Верхнее строение пути: рельсы типа Р65 длиной 25 м, двухголовые четырехдырные накладки, рельсы с подкладками прикреплены к каждому концу шпалы пятью костылями, шпалы деревянные обрезные пропитанные, эпюра шпал 1840 шт. на 1 км пути, а в кривых радиусом 500, 650, 800 и 1000 м - 2000 шт., балласт щебеночный с песчаной подушкой, толщина щебня под шпалой 25 см, песчано-гравийной подушки - 20 см, откосы полуторные. Размер плеча балластной призмы за концами шпал на прямых участках со скоростями движения опытных составов 120 км/ч и более и на всех кривых составляет 25 см, на прямых участках, где скорость движения менее 120 км/ч, 15 см.
- Главный путь промежуточной ст. Ханская на время испытаний (опытных поездок) рассматривается как составная часть одного целого перегона от Белореченской до Майкопа. На ст. Ханская имеется оборудование, обеспечивающее надежное запирание стрелок и автоматический контроль за их положением, в помещении дежурного по станции. На пульте управления ДСП ст. Ханская установлены две кнопки "Скоростные испытания" ("Ч" и "Н") для безостановочного пропуска опытного поезда по главному пути II ст. Ханская в четном или нечетном направлениях движения. При нажатии кнопки "Скоростные испытания" одновременно открываются в одном направлении предупредительный, входной и выходной сигналы.
- В пределах главного пути ст. Ханская лежат стрелочные переводы типа Р65 с крестовиной марки 1/11, балласт - щебень. На главном пути полигона Белореченская - Майкоп имеется восемь железобетонных мостов с малыми пролетами (от 2,55 до 9,25 м) с пролетными строениями под нагрузку Н8.
- При испытаниях подвижного состава на скоростном полигоне Белореченская - Майкоп скорость движения опытного поезда не должна превышать на перегонах 200 км/ч в прямых участках пути и в кривых - в соответствии с величиной принятого непогашенного ускорения по главному пути ст. Ханская - 180 км/ч.
Таким образом, план, профиль, устройства электроснабжения, контактная сеть, устройства СЦБ позволяют проводить следующие испытания подвижного состава:
- по воздействию на элементы верхнего строения пути, включая стрелочные переводы;
- динамические, ходовые;
- по установлению норм устройства и содержания пути, стрелочных переводов и ходовых частей подвижного состава;
- динамические, прочностные;
- тормозные;
- по определению сопротивления движения;
- аэродинамические;
- по взаимодействию контактных подвесок разных систем и токоприемников;
- по исследованию коэффициента сцепления колес с рельсами.
На скоростном полигоне за более чем 50 лет его существования испытано более 400 единиц подвижного состава, в том числе более 200 с целью установления допускаемых скоростей движения. Итогом этих испытаний являются нормы допускаемых скоростей подвижного состава - показатели, определяющие эксплуатационную деятельность железных дорог.
Здесь проведены испытания восьмиосных цистерн и полувагонов, уникальных транспортеров грузоподъемностью до 500 т.
Цикл испытаний скоростного подвижного состава также проходил на полигоне Белореченская - Майкоп. Здесь при непосредственном активном участии сотрудников института "довели" до скорости 200 км/ч электропоезд ЭР200, дали путевку в жизнь электровозам ЧС200, ЧС7, ЧС8.
Без доводочных и наладочных испытаний на полигоне не было бы рекордных поездок тепловоза ТЭП80, который в дальнейшем обеспечил движение поездов со скоростями свыше 270 км/ч; его, экипажная часть стала прототипом для перспективных электровозов ЭП1, ЭП200.
Проведены испытания:
- электропоездов «Иволга» (ЭГ2Тв, ЭГЭ2Тв), «Ласточка» (ЭС1, ЭС1П, ЭС2Г, ЭС2ГП, ЭС104), «Стриж» Talgo Intercity (Talgo 9), «Сапсан» (Velaro RUS) ЭВС1 и ЭВС2, электропоезда серии ЭД4 и ЭД9;
- электровозов ЭП20, 2ЭВ120 «Князь Владимир», 2ЭС6, 3ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10.
При разработке норм устройства и содержания пути, установлении скоростей и условий пропуска поездов по местам производства путевых работ и непосредственно после их окончания была; проведена серия экспериментальных исследований. В ходе этих исследований осуществлялись поездки опытного поезда, состоящего из локомотива (различные серии) и грузовых вагонов с запредельными износами ходовых частей, по пути с искусственно созданными неровностями в плане и профиле, размеры которых превышали допустимые. В проведенных исследованиях основную роль играли уникальные эксперименты, которые можно было осуществить только на полигоне Белореченская - Майкоп. Итогом их стали нормативы по устройству и содержанию пути, допускаемые скорости движения поездов при наличии различных отступлений; выявлено влияние несовершенств в состоянии ходовых частей на динамику и воздействие на путь грузовых вагонов.
Контакты
И.о. начальника полигона
Телефон: | +7 861 55-31-243 |
---|---|
Электронная почта: | lobanov.anton@vniizht.ru |
Заместитель начальника полигона
Телефон: | +7 861 55-31-243 |
---|