23 апреля ВНИИЖТ представил проект интеллектуальной системы «Экспресс» нового поколения на мероприятиях отраслевого демо-дня Индустриального центра компетенций (ИЦК) на транспорте на площадке Центрального офиса СберБанка.
Главным спикером ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» выступил Евгений Чаркин, заместитель генерального директора РЖД.
Проект «Экспресс» НП представляла Елена Мартынова, заместитель директора НЦ «Экспресс» ВНИИЖТ, которая остановилась на вопросах масштабирования и экспортного потенциала системы.
Параллельно с проектом по импортозамещению системы «Экспресс» мы сразу продумывали и экспортные варианты продукта, ориентированные на страны СНГ. Уже 4 страны ведут переговоры с РЖД о возможности приобретения «Экспресс» НП, — рассказала Елена Мартынова.
В этом году специалисты НЦ «Экспресс» приступили к масштабированию, подключая к новой системе сбытовую сеть и постепенно переводя ресурсы мест перевозчиков. На следующем этапе будет обеспечено взаимодействие российской системы «Экспресс» нового поколения с железнодорожными системами бронирования стран СНГ.
Евгений Чаркин отметил: Мы видим интерес к системе «Экспресс» нового поколения со стороны железнодорожных администраций дружественных стран. Если рынок готов платить за произведенный нами продукт, это знак качества решений, которые мы реализуем.
Также в презентации было отмечено, что специалисты перевозчиков ежедневно оперируют тысячами показателей, чтобы оценить текущую обстановку, спрогнозировать тренды и назначить адекватную тарифную стоимость. Эта область задач должна быть решена с помощью технологий искусственного интеллекта, который не только спрогнозирует продажи и все ключевые показатели, но и даст необходимые рекомендации по тарифной стоимости и изменению количества вагонов в составе поезда. По данному проекту уже создан MVP, который в настоящее время проходит испытания у нашего самого крупного перевозчика — федеральной пассажирской компании.
Еще один проект, над которым уже ведется работа, — создание интеллектуального помощника, в основе которого заложены технологии больших языковых моделей. На первых этапах он будет помогать кассирам и специалистам пассажирского комплекса оперативно искать нужную информацию. Далее он будет адаптирован для пассажиров, чтобы при общении с электронными каналами обслуживания можно было оперативно подобрать наиболее подходящий для него вариант услуг железнодорожного комплекса. Сейчас проводится тестирование и обучение первого прототипа такого помощника.
Задолго до того, как поезда поступают в продажу, происходит длинный и сложный процесс планирования, подготовки и согласования графика движения поездов и схем вагонов. Специалисты НЦ «Экспресс» преследуют важную цель: найти оптимальный баланс между потребностями клиентов и возможностями инфраструктуры и перевозчиков.
В настоящее время мы прорабатываем требования к решению данного пласта задач, которые также будут решаться с применением технологий искусственного интеллекта. Созданные в будущем решения будут вырабатывать рекомендации о возможных размерах движения пассажирских поездов, оптимальных маршрутах, включая маршруты для мультимодальных перевозок, помогать обрабатывать информацию о возможностях инфраструктуры, чтобы ускорить процесс назначения поездов, а также построить оптимальную модель распределения вагонов, которых в настоящее время более 20 тысяч с учетом повышения эффективности их использования и всего необходимого цикла их обслуживания, — комментирует Елена Мартынова.
ВНИИЖТ уже не первый год получает от РЖД приглашение выступить с проектом АСУ «Экспресс» НП в рамках демонстрационных дней ИЦК, а также на других отраслевых мероприятиях, так как данная система давно зарекомендовала себя не просто как технология, но и как шаг в будущее в развитии железнодорожных перевозок, объединяющий инновации, удобство и международное сотрудничество.