СМИ о нас. Баланс скорости и безопасности

Блиц-интервью Алексея Сухова, заместителя генерального директора АО «ВНИИЖТ», в газете «Гудок»:

— Алексей Владимирович, с 1 ноября на сети действует разработанная ВНИИЖТом система каскадирования при выдаче предупреждений об ограничении скоростей в случае обнаружения остродефектных рельсов. В чём цель нововведений?

— Разработанный подход к системе выдачи ограничений скорости и сроков замены остродефектных рельсов (ОДР) рассчитан на то, чтобы максимально сохранить объём пропуска поездов в период между обнаружением и устранением дефекта при сохранении требуемого уровня безопасности движения. В ранее действовавшей редакции инструкции «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов» в случае обнаружения ОДР скорость движения ограничивалась до 25 км/ч (в отдельных случаях и до 15 км/ч) до замены такого рельса. Для некоторых участков, например руководящих подъёмов, — это было равнозначно остановке движения. Сейчас мы подходим к ограничениям более гибко.

— Как работает система?

— Мы провели исследования и оценили скорость развития усталостных трещин во всех элементах сечения рельса до достижения критического размера, после которого происходит его излом или разрушение. При этом скорость роста трещин оценивалась для максимально неблагоприятных условий эксплуатации, которые включали в себя повышенное динамическое воздействие от колёс подвижного состава, равносильное наличию ползуна на колесе или вертикальной ступеньки в болтовом стыке величиной до 4 мм при скоростях до 90 км/ч, наличие просадки в пути, а также воздействие отрицательной температуры менее минус 30 °С. Данные о скорости развития усталостных трещин в рельсе при вышеперечисленных условиях позволили нам оценить время их развития от минимально выявляемого средствами неразрушающего контроля до критического размера. Выбор максимально допустимой скорости движения по остродефектному рельсу основан на условии, что критический размер трещины до замены рельса не будет достигнут. На основании результатов исследований было установлено, что в ряде случаев скорость движения по остродефектному рельсу и время до его замены могут быть увеличены по сравнению с действующими нормативами.

С целью сохранения требуемого уровня безопасности движения расчётное время до замены было минимизировано, а скорость движения должна уменьшаться поэтапно, с учётом того, что при пропуске поездов по остродефектному рельсу трещина продолжает развиваться.

Разработанная система каскадирования с пошаговым снижением скоростей позволяет снизить потери пропускной способности до устранения дефекта при сохранении безопасности движения.

Ссылка на оригинал статьи

Поделитесь материалом!