Интервью посвящено о двум проектаам, подготовленных ВНИИЖТом. Первый — это прототип макромодели (ещё её можно назвать моделью верхнего уровня), которая позволит вычислять узкие места на железной дороге и проводить всестороннюю оценку движения в зависимости от различных возмущающих факторов, решать тактические задачи перевозочного процесса.
В основу разработки легли технологии аппаратно-программного комплекса «Эльбрус». Этот комплекс, инициированный 15 лет назад, уже 7 лет охватывает всю железнодорожную сеть. Благодаря ему собрана серьёзная база данных о движении, которая ежесуточно пополняется расписаниями грузовых поездов. Она использовалась при создании макромодели.
На деле речь идёт о «тепловой» карте сети железных дорог (выглядит как карта автомобильных пробок). Красный цвет означает скорость движения до 20 км/ч, это жёлтая от 20 до 50 км/ч, зелёная выше 50 км/ч. Чем медленнее движутся поезда на участке, тем хуже. Например, на Забайкальской железной дороге, которая составляет 25% протяжённости Транссиба, снижение скорости на 1 км/ч по сравнению с плановой оборачивается примерно 500 млн дополнительных расходов ежегодно. С помощью названных «цветов скорости» можно оценить, где находятся узкие места — они соответствуют участкам с медленным движением как пассажирских, так и грузовых поездов, принимать решения по фактической ситуации, а также прогнозировать её развитие. Алгоритмы модели оценивают существующие отклонения от графика с детализацией для каждого перегона и станции.
Договор на эту разработку был подписан в 2020 году, а в 2021 она должна быть сдана в промышленную эксплуатацию.
Второй проект, пересекающийся с вышеназванным, это инструмент для диспетчерского аппарата, позволяющий оперативно изменять график движения. Суточный прогнозный график учитывает технологические «окна», которые могут быть использованы для ремонта инфраструктуры. На деле же поездная ситуация развивается динамически, иногда возмущающие факторы (такие, как отказ технических средств), не позволяют удержаться в графике.
Внедрение подобных разработок окажет серьёзный положительный экономический эффект. Прогнозная модель может стать основой для решения стратегических задач по развитию сети РЖД. Сегодня на отдельных направлениях инфраструктура не развита, есть дефицит пропускных способностей. Сейчас все решения принимаются на основе мнений экспертов и по расчётным показателям. Макромодель позволит перейти от таких решений к оптимальным.
Ссылка на выпуск передачи