Система «Экспресс» отмечает 50-летний юбилей

Сегодня исполняется 50 лет АСУ «Экспресс». Мы поздравляем с замечательной датой всех специалистов, чей труд вложен в создание АСУ «Экспресс», и тех, кто продолжает работать над развитием системы, делая поездки по железной дороге более комфортными, быстрыми и удобными.

Когда сегодня вы решаете совершить поездку по железной дороге, вам достаточно выбрать подходящие направление следования и место непосредственно на сайте по продаже билетов, а затем в нужный день сесть в вагон со своим паспортом. А ведь когда-то оформление такого билета представляло собой длительный и непростой процесс, выполнявшийся вручную сотрудником железнодорожного транспорта. К кассам на железнодорожных вокзалах накапливались немалые очереди.

В середине 1960-х годов, когда задачу создания автоматизированной системы продажи железнодорожных билетов возложили на ВНИИЖТ, никто не верил, что решить её возможно. В ходу были ламповые вычислительные машины, а требовалось, по сути дела, создать рабочее место билетного кассира, работающего в реальном масштабе времени, да чтобы это место еще и умещалось на небольшом столе. За дело взялись специалисты ВНИИЖТ во главе с главным конструктором Борисом Ефимовичем Марчуком.

«Нужно было смотреть, как заселяется поезд, как он загружен, эффективно или нет, делать расписания, решать вопросы с наличием вагонов, их ремонтом. Все эти вопросы решались во время многочисленных совещаний, после которых выходишь и думаешь: как же их решать-то? — так рассказывает знаменитый изобретатель и наставник ВНИИЖТ о первом периоде своей работы над будущей АСУ „Экспресс“. — Мозговые атаки, научные споры, горы литературы — все это было. А потом пришло озарение».

В 1972 году заработала первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции на железной дороге и ставшая первой системой коллективного пользования электронных вычислительных машин (ЭВМ) на железнодорожном транспорте. Она получила название «Экспресс-1». Первоначально система обслуживала Киевское направление Московского железнодорожного узла, а после к ней стали подключать и остальные билетные кассы. Отныне труд билетного кассира был значительно облегчён: в новых условиях он стал работой оператора за пультом.<.p>

Через 10 лет за «Экспресс-1» последовала усовершенствованная на основе всего накопленного опыта система «Экспресс-2».

Если «Экспресс-1» была предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций в крупных железнодорожных узлах, то АСУ «Экспресс-2» управляет продажей билетов и пассажирскими перевозками в масштабе регионов (полигонов), выделяемых на сети железных дорог. В регион сети, обслуживаемый одной АСУ «Экспресс-2», может входить территория одной или нескольких железных дорог. В этом и заключается их основное различие, хотя большинство принципов обработки заказов является общим.

С двухтысячных годов пассажиры российской железной дороги пользуются уже обновленной версией системы — «Экспресс-3». Ей подвластны билетно-кассовые операции, оформление багажа и почты, финансовая и статистическая отчетность по пассажирским перевозкам, учет эксплуатации и ремонта вагонного парка и многое другое.

Сегодня, спустя полвека со дня рождения «Экспресса» дело знаменитого создателя системы продолжает целая плеяда его учеников. На смену «Экспресс-3» с 2018 года постепенно приходит новая версия, которая, используя искусственный интеллект, в полной мере будет отвечать потребностям современного мира и станет эффективным инструментом ведения бизнеса холдинга «РЖД». Её название — «Экспресс НП». Система разрабатывается на базе импортонезависимой программно-технической платформы с применением процессного подхода.

Планируется, что она полностью заменит существующую версию «Экспресс» в 2025 году.

С праздником!

К юбилейной дате руководители и сотрудники НЦ «Экспресс» дали интервью, в которых рассказали о истории и о будущем развитии этой уникальной системы.

Пять подсистем умного комплекса

Заместитель директора НЦ «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» Елена Мартынова рассказала «Гудку» о работе над заменой действующей системы «Экспресс-3» системой нового поколения «Экспресс НП»

ссылка
«Экспресс» ускоряется

О том, как изменилась за полвека система продажи билетов рассказал директор НЦ «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» Андрей Комиссаров

ссылка