83 года назад вышел первый номер научного журнала института

Научный журнал был создан распоряжением Политуправления Народного комиссариата путей сообщения СССР в 1942 г., в самый разгар Великой Отечественной войны. Государство возложило на наш журнал очень важную миссию — концентрация и распространение опыта восстановления поврежденных путей сообщения и выработка новых технологий железнодорожной транспортировки военных грузов и личного состава. Такая предельная практическая направленность и острая нужда в эмпирических знаниях отразилась и на выборе первоначального названия журнала — «Техника железных дорог».

Журнал был создан приказом директора Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта от 1 июня 1942 г. в соответствии с распоряжением Политуправления Народного комиссариата путей сообщения СССР и первоначально носил название «Техника железных дорог», которое сохранялось вплоть до 1956 г. (фото 1).

photo_2025-01-30_15-55-54.jpg

Фото 1. Обложка первого выпуска журнала

Ташкент, ул. Гоголевская, д. 108. Здесь в 1942 г. в здании Управления Ташкентской железной дороги информационно-издательской группой эвакуированного из Москвы Центрального научно-исследовательского института Народного комиссариата путей сообщения СССР (прежнее название Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта) был издан первый выпуск (№ 1–2) нашего журнала с названием «Техника железных дорог» (фото 2).

photo_2025-01-30_15-08-42.jpg

Фото 2. Здание Управления Ташкентской железной дороги, в котором временно располагался Центральный научно‑исследовательский институт Народного комиссариата путей сообщения СССР (Ташкент, ул. Гоголевская, д. 108) 

Появление журнала в суровое военное время свидетельствовало об исключительно важном значении, которое государство придавало восстановлению и развитию железнодорожного транспорта. Именно благодаря железным дорогам, связавшим между собой главные экономические районы страны, в которые были эвакуированы крупные производственные предприятия, сохранилась целостность всего народнохозяйственного комплекса, было обеспечено непрерывное снабжение армии техникой и вооружением.

Коллективом института в короткое время было создано первое в стране периодическое научное издание, в котором на научной основе разбирались проблемы железнодорожного транспорта и предлагались методы их решения. Необходимость такого издания была продиктована дефицитом квалифицированных кадров и требованиями оперативного распространения полезного опыта в военной обстановке.

У истоков журнала стояли крупнейшие ученые железнодорожного транспорта, академики Академии наук СССР Тигран Сергеевич Хачатуров (фото 3) и Сергей Петрович Сыромятников (фото 4).

photo_2025-01-30_15-08-42 (2).jpg
Фото 3. Т. С. Хачатуров, выдающийся ученый-экономист, д-р экон. наук, профессор, академик АН СССР (1906–1989)

photo_2025-01-30_15-08-42 (3).jpg
Фото 4. С. П. Сыромятников, крупный ученый в области паровозостроения и теплотехники, д-р техн. наук, профессор, академик АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1891–1951)

В момент создания журнала завершалась военная операция по разгрому гитлеровских войск под Москвой, положение на фронтах оставалось тяжелым. Тем не менее тематика статей была очень оптимистичной, между строк читалась уверенность в скорой победе.

Первый выпуск открывается передовой статьей «Боевые задачи транспортной науки», в которой редакция заявляла, что необходима «боевая перестройка на военный лад всей системы Советского государства. Все силы страны должны быть сконцентрированы для скорейшей победы над врагом и для быстрейшего восстановления народного хозяйства в отдельных районах нашей любимой Родины, освобождаемых от немецких оккупантов… Не может быть сейчас более почетных задач для советской науки, как оказание активной помощи фронту. Тематика каждого советского работника науки должна быть подчинена интересам этого дела, вся научная деятельность наших исследовательских институтов должна вытекать из боевых задач Красной армии, предъявляющих огромные требования к транспорту, промышленности и сельскому хозяйству».

В статье выделяется круг первоочередных задач железнодорожного транспорта: «...дальнейшее обеспечение бесперебойных перевозок в тылу и на фронте, быстрое восстановление разрушенных участков и целых линий, экономное расходование металла, топлива дефицитных материалов, предельное использование местных и внутренних ресурсов. В то же время нельзя забывать и неотложных задач серьезной подготовки к предстоящему в самом близком будущем воссозданию и капитальному восстановлению разрушенных участков железнодорожной сети и реконструкции всех отраслей железнодорожного хозяйства на новой технической базе».

Одновременно с этим признается и необходимость новых усилий: «Транспортная наука в большом долгу перед железнодорожным транспортом. Ряд важнейших проблем — экономии топлива на паровозах, усовершенствования подвижного состава, безогневой заправки паровозов, механизации погрузочно-разгрузочных работ и многие другие проблемы разрабатывались годами и исключительно медленно внедрялись в практику работы железных дорог».

В таком же духе написана и вторая статья из этого номера журнала на тему «Этапность восстановления железных дорог», подготовленная членом-корреспондентом Академии наук СССР А.В. Гориновым. Он делает акцент на маневренном характере войны и исключительном значении железнодорожных путей сообщения для успешных военных действий. Он отмечал, что Научно-исследовательским институтом была проведена «большая работа по установлению методов использования деформированного рельсового и мостового металла и по изучению технических свойств этого металла после его исправления. Уже законченные в значительной степени лабораторные исследования этого вопроса доказали полную возможность широкого использования металла после правки не только изогнутых, но и скрученных рельсов».

Военный период задал вектор развития журнала на десятилетия вперед: ориентация на потребности страны, опережающее развитие железных дорог, превращение науки в практические результаты.


Поделитесь материалом!